Патриотизм на службе России

В.Михалёв,
руководитель военно – патриотического клуба «Шлыковец», почётный работник общего образования, учитель основ безопасности жизнедеятельности, р.п. Лесогорск, Чунского района, Иркутской области.


«В практических вещах мало знать,
нужно уметь;
Научиться уметь можно только с глаза,
т.е. с показа, а не с рассказа;
Ибо чего в нашем деле человек не видел,
того он не умеет».

/ М.И.Драгомиров – великий военный деятель/.

Важной задачей современной школы, было, есть и остаётся патриотическое и военно-патриотическое воспитание обучающихся. Отсутствие практического опыта в этом деле не может быть компенсировано самой серьёзной теоретической подготовкой. В основных направлениях работы школы должны быть намечены достаточно конкретные задачи патриотического и военно-патриотического воспитания.
В основу военно-патриотического воспитания обучающихся положены подготовка ребят к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, воспитание любви к Отечеству, уважение к людям в погонах и воспитание постоянной готовности к его защите, формирование и развитие личности гражданина – патриота своего Отечества.
Мы никогда не получим желаемого результата в деле воспитания патриота своего Отечества, если не сумеем точно определить цель, задачи, сущность, специфику содержания и организации военно-патриотического воспитания обучающихся.
Хочу заметить, что задачи подготовки нашей молодёжи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, к защите Отечества тесно связаны с физическим, нравственным воспитанием, и эти задачи выходят на широкий круг вопросов патриотического воспитания.
В основу же патриотического воспитания надо положить развитие гражданской ответственности, социальной активности, духовности, что будет способствовать укреплению государства, обеспечит его жизненно важные интересы и устойчивое развитие. Все это даёт основания считать ближайшим родовым понятием для военно-патриотического воспитания патриотическое, которое, в свою очередь, является подсистемой нравственного воспитания. Этим самым мы повысим значимость задач подготовки обучающихся к защите Отечества и подчеркнем важность общего дела - формирование патриотов, защитников Отечества.
Патриотическое и военно-патриотическое воспитание тесно связаны между собой в содержательном и организационном отношениях. Если патриотическое воспитание предлагает воспитание учащихся на традициях нашего народа, то содержание военно-патриотического воспитания во многом определяется воспитанием только на боевых традициях. Если патриотическое воспитание имеет целью привитие любви к Отечеству, то военно-патриотическое формирует чувство гордости, прежде всего Вооруженными Силами Российской Федерации.
Военно-патриотическое воспитание обучающихся - это особый процесс. И, тем не менее, это не означает его обособленности. Военно-патриотическое воспитание тесно связано с трудовым воспитанием, поскольку военная служба тоже особый труд, и труд тяжёлый. Налицо связь военно-патриотического воспитания и физического воспитания, поскольку современная боевая техника не снимает вопроса о высокой физической подготовленности будущего воина к предстоящей службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Кроме того, хорошо известно, что в процессе физического воспитания решаются задачи морально-волевой, психологической подготовки обучающихся к военной службе.
Главной задачей школы по патриотическому воспитанию является целенаправленное формирование у молодого поколения гражданственности и социальной активности. Важно, чтобы каждое новое поколение проходило свой путь понимания демократических ценностей и устраивало свою жизнь в соответствии с ним.
Тема военно – патриотического воспитания остаётся актуальной потому, что у юношей допризывного возраста недостаточная физическая подготовка, слабая морально – психологическая готовность к службе в армии, отсутствуют и у них и идеалы.
В настоящее время наша молодёжь оказалась не готовой к восприятию коренных изменений в обществе, государстве, не готова к трудностям в социальной сфере. Наша молодёжь стала безответственной, агрессивной, духовно опустошенной, с низкой культурой и недостаточной физической подготовкой.
С отменой в школах занятий по начальной военной подготовке, а в данное время отменена должность преподавателя-организатора основ военной службы, система подготовки допризывной молодёжи пришла в упадок. Известные воинские традиции, патриотизм, верность присяге, верность воинскому долгу по защите Отечества для молодёжи лишены смысла. В связи с этим к нам пришли проблемы детского алкоголизма, наркомании, табакокурения, повышается криминальная активность несовершеннолетних.
Обострились проблемы семейного неблагополучия, социальная деградация личности, подростки лишаются свободы и при этом не чувствуют угрызений совести за содеянное, т.е. молодёжь нравственно запущенна. И важнейшая задача современной школы - создать систему нравственно - правового просвещения, военно-патриотического воспитания, возрождения духовности и оздоровления подрастающего поколения.
Как отметил В.В.Путин: «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень военно-патриотического воспитания патриота своего Отечества. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете».
Таким образом, проблема патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения остается актуальной и в наши дни. Единая государственная политика в области патриотического и военно-патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан нашла отражение в областной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан в Иркутской области на 2008-2010 годы», разработанной в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Нам нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на благо нашего Отечества и в случае необходимости встать на его защиту.
Неузнаваемо преобразились Вооруженные Силы Российской Федерации. Повысилась оснащенность Вооруженных Сил современным оружием и боевой техникой. Наряду с этим повысились и требования к здоровью юношей, которые призываются на военную службу. От воина требуется отменное здоровье, поэтому закаливание и физическая подготовленность есть важный фактор развития качеств, необходимых будущему защитнику Отечества как на службе, так и вне нее.
По моим данным, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни, знание основ военного дела и определенная подготовка помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. В основном, практические навыки армейской жизни юноши получают в период проведения сборов, но этого далеко недостаточно.
Все педагоги школы должны проникнуться желанием совместной работы и сделать достаточно много в этом направлении.
Патриотическое и военно-патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путем участия в работе различных клубов патриотической и военно-патриотической направленности в рамках различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
Поиск принципиально новых подходов для оптимизации деятельности по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию предполагает:
*Разработку научно-теоретических основ патриотического и военно- патриотического воспитания;
*Обоснование и обогащение его содержания путем включения культурно-исторического наследия области, района, поселка, военно- исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений своего региона, района, посёлка;
*Педагогическое и методическое обеспечение;
*Развитие и совершенствование форм и методов патриотического и военно-патриотического воспитания, осуществляемого на региональном уровне;
*Разработку региональной модели реализации основных направлений деятельности по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.
Перспектива основательного, всестороннего, долговременного решения всего комплекса проблем патриотического и военно-патриотического воспитания - ценнейший созидательный потенциал, и эффективность будут определяться готовностью нас и нашей молодёжи взять на себя ответственность за будущее нашего региона Иркутской области и Чунского района.
Какой должен быть оптимальный вклад педагогов школы в реализацию данной программы?
Школа должна стать организационным центром патриотической и военно-патриотической работы, и для этого в школах должны быть созданы советы по патриотическому и военно - патриотическому воспитанию, способные успешно осуществлять все функции руководства процессом подготовки патриотов и защитников Родины на уровне школы.
Задача педагогов будет заключаться в том, чтобы объединить в стройную целостную систему различные направления, формы работы по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию обучающихся. Если речь идет о деле государственной важности, о проблеме, значимость которой возрастает не по дням, а по часам, то такие задачи в состоянии решить совет, о котором идет речь. И это уже существенно, так как четкое, обоснованное осознание каждым своего вклада в общественно значимое большое дело – это и предпосылка создания в школах систем патриотического и военно-патриотического воспитания обучающихся.
Но для того чтобы эффективно руководить, надо определить обязанности каждого, и не менее важно объединить, скоординировать усилия всех педагогов в одном важном деле, и не только педагогов, но и семьи, общественности.
С какого возраста и в каких формах нужно осуществлять работу по военно-патриотическому и патриотическому воспитанию будущих патриотов
и защитников Родины? Уже многие учителя начальных классов с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», читают книги о Великой Отечественной войне, о подвигах наших воинов-земляков, воинах-афганцах, великих полководцах, рассказывают о современной армии и при этом не допускают пренебрежительных отзывов о ней, просматривают фильмы о войне, но не связанных с пленением и насилием, говорят о долге перед Родиной и не забывают о физическом воспитании, оздоровлении и закаливании учащихся.
В школах педагогам уже с первых дней необходимо знакомить детей со школьным музеем, историей школы, ее традициями, ребята должны знать о подвигах выпускников своей школы, которые ценой своей собственной жизни спасали жизнь других. Надо не забывать и о жизненно важных для страны праздниках, связанных с воспитанием патриотов, защитников Отечества, особенно 23 февраля и 9 мая, и о таких военно-спортивных играх, как «Зарница» и «Орлёнок».
С первого сентября, с урока знаний, педагоги должны формировать у детей такие понятия, как Отечество, патриот, российский воин, прививать уважение к государственным символам (Российский флаг, Российский гимн), т.е. подводить обучающихся к осознанию того, что патриотизм-это любовь к Отечеству и стремление своими силами укреплять её могущество. На этом пути важно не забывать и о традициях района, посёлка и школы по военно-патриотическому воспитанию.
Действенность большинства форм патриотического и военно-патриотического воспитания обучающихся значительно будет повышаться, во время проведения классных часов и других воспитательных мероприятий и особое внимание должно уделяется символам Российского государства и ритуалам Вооруженных Сил Российской Федерации.
Центром работы в школах по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию должен стать музей боевой и трудовой славы, в котором бы отражались материалы о боевых подвигах в годы Великой Отечественной войны и трудовых победах своих земляков.
На западе нашей великой России широк диапазон проводимых мероприятий по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, особенно там, где проходили боевые действия в годы Великой Отечественной войны. Список «аргументов» можно продолжить, но задача, школьных коллективов - добиваться высоких результатов в патриотическом и военно-патриотическом воспитании обучающихся. И работа педагогов будет тем значительна, что многие школы находятся не в идеальных условиях, но добиваются результатов благодаря творческому подходу в воспитании обучающихся.
Хочу сказать, что все педагоги имеют реальную возможность уже содержанием своих предметов и творческим подходом к своей работе успешно решать задачи формирования патриота-защитника Отечества. Справедливо сказано: «Призвание учителя» - именно учитель несёт в мир детства нравственные ценности, приобщает к духовному наследию наших народов.
Неузнаваемо преобразились Вооруженные Силы Российской Федерации.
Повысилась оснащенность Вооруженных Сил современным оружием и боевой техникой. Наряду с этим повысились и требования к здоровью
юношей, которые призываются на военную службу. От воина требуются отменное здоровье и в первую очередь его закаленность, поэтому закаливание - есть важный фактор развития качеств, необходимых будущим воинам, как на службе, так и в жизни.