Аттестация педагогических работников

Нормативно- правовая база

Распоряжения министерства образования Иркутской области о соответствии квалификационным категориям


 

«Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Иркутской области» - это государственная услуга, предоставление которой регулируют нормативные правовые документы, разъяснения. Такие как:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  4. Федеральный закон от 27 июня 2006 № 149 «Об информации, информатизации и защите информации»;
  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированным в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  7. Приказ министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
  8. Приказ Министерства образования Иркутской области от 29.10.2015 № 91-мпр "Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии Иркутской области".

Организационные структуры, выполняющие специальные задачи по оказанию данной государственной услуги:
-аттестационная комиссия министерства образования Иркутской области;
-экспертная комиссия (при отделе образования);
-экспертные группы.
Подробно функции каждой из структур описаны в административном регламенте. Если кратко, то:
- экспертные группы проводят внутреннюю экспертизу, которая включает в себя всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности аттестуемого работника на соответствие уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, и готовит экспертное заключение по результатам проведения экспертизы;
- экспертная комиссия организует работу экспертных групп, осуществляет экспертизу аттестационных и сопроводительных документов с целью установления их соответствия требованиям к содержанию и оформлению, передает в аттестационную комиссию;
- аттестационная комиссия принимает решение о соответствии (несоответствии) аттестуемого требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории или занимаемой должности.
Между аттестационной и экспертной комиссиями существует организационная структура ОГАОУ ДПО ИРО, именуемый – оператор. Функции оператора: координирует работу экспертных комиссий и экспертных групп, формирует базу данных на аттестуемых работников и график аттестации, проводит внешнюю экспертизу аттестационных и сопроводительных материалов.
Основанием для данного вида аттестации является заявление педагогического работника.
Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении учитываются сроки действия ранее установленных квалификационных категорий. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.
Из выше сказанного следует, что заявление должно быть подано педагогическим работником заблаговременно, как правило, за 3.0 – 3.5 месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.
Педагогический работник подает заявление на аттестацию секретарю экспертной комиссии в период с двадцатого по тридцатое число текущего месяца. Заявление регистрируется в журнале регистрации с указанием даты подачи заявления и подписью лица, ответственного за доставку заявления: педагогического работника или представителя администрации школы.
Секретарь экспертной комиссии на основании заявлений составляет заявки по установленной оператором форме.
Оператор, в соответствии с поступившей заявкой, в течение пяти последующих рабочих дней формирует индивидуальный график аттестации (далее график) и направляет его в аттестационную комиссию.
График утверждается аттестационной комиссией в течение трех рабочих дней со дня его получения от оператора. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом.
Экспертная группа проводит внутреннюю экспертизу, готовит экспертное заключение и направляет его в экспертную комиссию. Аттестуемый также направляет в экспертную комиссию комплект аттестационных материалов (в 2-х экземплярах) в соответствии с моделью аттестации.
Далее экспертная комиссия формирует комплект аттестационных и сопроводительных документов на каждого работника, проводит их экспертизу с целью установления их соответствия требованиям к содержанию и оформлению, направляет региональному оператору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца для проведения внешней экспертизы.
По результатам внешней экспертизы оператор в срок до десятого числа последующего месяца (в данном случае – до 10 декабря) готовит представление о предварительных результатах аттестации, в срок до пятнадцатого числа формирует проект распоряжения министерства образования о результатах аттестации и направляет для рассмотрения в аттестационную комиссию.
Аттестационная комиссия в последний четверг каждого месяца в 15.00 в министерстве образования проводит заседание и принимает решение о соответствии (несоответствии) работника первой (высшей) квалификационной категории или занимаемой должности. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом.
Министерство образования в течение пяти рабочих дней издает распоряжение о результатах аттестации и направляет его оператору.
Аттестационные листы и распоряжение о результатах аттестации направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ним работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, поэтому необходимо оформить журнал регистрации ознакомления пед. работников с принятым аттестационной комиссией решением.
При наличии уважительных причин, препятствующих прохождению работником аттестации в установленные сроки, аттестационная комиссия может изменить график аттестации.
Уважительными причинами являются болезнь, семейные обстоятельства (смерть родственника, рождение ребенка, свадьба) длительная командировка. Для изменения графика прохождения аттестации работник должен написать заявление в аттестационную комиссию с указанием причин. Вместе с заявлением предоставляются документы, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих прохождение аттестации.
После решения аттестационной комиссии об изменении графика прохождения аттестации, работник должен быть поставлен в известность в течение трех суток.
Необходимо довести до каждого педагогического работника, претендующего на присвоение квалификационной категории, что успешность аттестации в значительной мере зависит от аргументированности его заявления. Педагог должен понимать и соотносить своё соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей).
Педагогический работник, претендующий на присвоение первой квалификационной категории должен:
- владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности; Первое требование – действительное владение современными технологиями, и аттестуемый должен суметь подтвердить это умение. Для этого он готовит заранее материалы, которые предъявит экспертам, например: разработки занятий, уроков, мероприятий с применением современных технологий.
- вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; Второе требование предполагает повышение качества образования именно в результате личного вклада аттестуемого педагога. И вновь это должны быть не только красивые слова о педагогической деятельности, но и конкретные результаты, подтверждённые документально.
- иметь стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.
Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- имеют установленную первую квалификационную категорию;
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Требования к высшей квалификационной категории во многом перекликаются с требованиями к первой категории, но они, как и должно быть, более строгие. Так, например, высшая квалификационная категория предполагает учёт результатов участия обучающихся и воспитанников аттестуемого педагога во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Речь идёт об олимпиадах, конкурсах и соревнованиях, организованных соответствующими федеральными министерствами, например, Министерством образования и науки РФ. Так, например, учитывается результативность участия во всех олимпиадах, названных в перечне Минобрнауки, который вы можете увидеть на их сайте.
Рассматривая такое требование как активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания эксперты будут принимать во внимание распространение опыта на муниципальном и/или региональном, и/или федеральном уровнях, что ещё более ценно.